logo

msk_far


Московское отделение Федерации автовладельцев России


Previous Entry Share
Организация парковки в Хельсинки. Обзор
MAHDOTONTA RAKKAUTTA
citoyen_karhu wrote in msk_far

i





В России вопрос организации парковок уже давно назрел и перезрел. Отличий между Москвой и Хельсинки очень много. Но иногда все же хочется заглянуть к соседу - как же это сделано у него? Заглянем через забор?


Преамбула

В последнее время московские власти начали активно заниматься вопросами парковки в столице. Нельзя сказать, что это своевременно: своевременно было бы начать эту работу лет 10-15 назад. Тем не менее, все москвичи без исключения, и пешеходы, и водители голосуют двумя руками За! наведение порядка в этой сфере.

Первые пилотные проекты цивилизованных парковок уже выпорхнули на наши улицы. Эти проекты потому и пилотные, что должны показать городу магистральное направление развития парковочной индустрии города. Какие-то проекты окажутся успешными и будут внедрены повсеместно. Какие-то окажутся не очень удачными и тихо прекратят свое существование.

Никто не возражает, чтобы парковка в нашем городе стала «цивилизованной». Однако, первые шаги московских властей иногда напрягают как автомобилистов, так и пешеходов.

Хочется верить, что в Москве этим вопросом займутся настоящие профессионалы, которые отлично знают свой город, его проблемы, а также приняли во внимание  соответствующий зарубежный опыт. Эти заметки я пишу не для чиновников, т.к. уверен, что им все и так уже известно об организации парковок как в дружественных, так и в недружественных нам странах. Из зарубежного опыта они, естественно, возьмут все самое передовое и внедрят в нашей многострадальной стране. (Это была унылая шутка).

Москва и Хельсинки – очень разные города. По населению и территории Москва в разы превосходит финскую столицу. Застройка города и рост автомобильного парка тоже происходили по-разному. Есть и множество других отличий, но одно из них принципиальное. Финский городской чиновник свою главную и первоочедную задачу видит в том, чтобы сделать город удобным для жителей. Задачи по «распилу» городского бюджета носят второстепенный характер и по масштабам существенно отличаются от московских. Почему эти задачи у российских чиновников поменялись местами – тема совершенно другая и к данной статье отношения не имеет.

Общие положения и немного лирики.

Вопросами организации парковок занимается Строительное управление Муниципалитета города.

hkr_otsikkokuva

Парковка в Хельсинки платная почти на всех улицах по будням, а в деловом центре города и по субботам. Парковка разрешена только в местах, которые обозначены соответствующими дорожными знаками.

Весь город разделен на три зоны. Крупную карту зонирования можно посмотреть здесь (pdf).

Это расшифровка условных обозначений карты.

kantakaupunkipysakointikartta sm

Каждая зона имеет свою таксу на оплату, которая устанавливается городскими властями и действует с 01.01.2010. При нынешнем курсе 40 руб./евро получаем:

Зона I             – 4 евро/час   – 160 руб./час

Зона II            – 2 евро/час   – 80 руб./час

Зона III           – 1 евро/час   – 40 руб./час

К самой дорогой, первой зоне относится исторический центр города. Это наиболее дорогие и престижные места для офисов и проживания. В Москве условно-аналогичной зоной можно считать территорию внутри Садового кольца.

Я не хочу в рамках этой короткой статьи обсуждать возможный уровень стоимости парковки в Москве. Но не будем забывать, что уровень жизни среднего финна существенно выше, чем среднего россиянина. По статистике Финляндия относится к дорогим странам Европы. Однако парковочное место рассматривается финскими властями как предмет первой необходимости.

В скобках отмечу, что организация парковочных мест братками, получение денег наличными, оплата телефонами на сомнительные короткие номера, штраф-стоянки и т.д. и т.п. – финнам неведомы. Все парковочные знаки, разметка и паркоматы унифицированы и одинаково скучно-узнаваемы по всей стране.

Во всех трех зонах парковка платная с 9.00 до 19.00 с понедельника по пятницу. В первой зоне парковка обычно платная и по субботам. Время платной/бесплатной парковки четко обозначено на всех автоматах, принимающих деньги за стоянку.

Характерно, что таблички «намертво» приделаны к парковочным автоматам. Ни о каких "временных" картонках и вывесках, которые сообщают вам о времени и стоимости парковок не может быть и речи.

01a sm

 





Vyöhyke 1 означает, что вы находитесь в 1-й парковочной зоне.
 
Платное время: с 8 до 20 по будням. В скобках -платное время для субботы. Платное время для воскресенья обозначается красным цветом.
 

 
 
 На парковке можно сэкономить. Если вы являетесь владельцем экологичного автомобиля, то будете платить вдвое меньше. Такую льготу можно получить, если выхлоп вашего транспортного средства соответствует установленным городом критериям по выхлопным газам. Не будем вдаваться в технические подробности, а просто учтем, что городские власти материально поощряют тех, кто ответственно относится к экологии города. Эта привилегия распространяется не только на жителей Хельсинки, но и на приезжающих иногородних. По техническим и контрольным причинам, паркоматы не продают стояночные талоны за полцены. Для получения скидки вам придется произвести оплату либо при помощи телефона, либо специального электронного устройства.

Стоянка по месту жительства

Жители Хельсинки имеют возможность приобрести «карточку парковки жителя» (asukaspysäköintitunnus), которая дает возможность парковки машины в зоне проживания без отдельной оплаты. Парковочные места для жителей обозначены специальным дорожным знаком.

Город разбит на 12 "жилых" парковочных зон, которые обозначаются буквами латинского алфавита. Подробные карты зонирования «для жителей» можно посмотреть здесь (pdf):
 
A | B | C | D | E | F | H | I | J | | L | M

02 sm






30 мин. бесплатная парковка при использовании парковочных часов.

Платная стоянка по будням с 8 до 18. По субботам с 8 до 14.

Бесплатно для владельцев карточки А-зоны.









«Карточку жителя» имеет право приобрести любой житель Хельсинки, который:

- в соответствии с данными управления регистрации населения (Väestörekisterikeskus) постоянно проживает в данной зоне (аналог нашей регистрации/прописки)

- имеет права на управление автомобилем

- в соответствии с регистром владельцев транспортных средств (у нас – ПТС) является владельцем или имеет право на управление легковым автомобилем, пакетным автомобилем, мотоциклом или мопедом.

Отсутствие любого из этих пунктов лишит вас права на льготную стоянку. Т.е. карточку может получить конкретный человек, проживающий по конкретному адресу и владеющий конкретным автомобилем. Другими словами, оформить право стоянки на бабушку, которая живет на Арбате, вам будет затруднительно. Коррупционные схемы не рассматриваются – см. преамбулу.

Право на «придомную» парковку получают только транспортные средства с общей массой до 4 тонн. Если транспортное средство снимается с регистрации, то и «карточка жителя» аннулируется.

Общее правило – один человек может получить только одну карточку.

Владелец двух автомобилей получит только одну карточку, в которую будут вписаны оба транспортных средства. Но парковаться на «придомной» парковке бесплатно сможет только один из автомобилей.

На один автомобиль может быть выдана только одна карточка. Единственное исключение, когда автомобиль имеет двух законных владельцев. Может быть выдано 2 карточки для парковки по месту жительства обоих. Тем самым город как бы поощряет формулу «два человека – один автомобиль», а не наоборот.

Сколько же стоит для небедных жителей Хельсинки право парковаться недалеко от дома? Оказывается, недорого. Карточка парковки жителя обходится в 8, 75 евро/месяц (т.е. 350 руб./мес.). Максимально вы можете приобрести карточку на 12 месяцев. Потом надо будет оплатить новую.

Для продления срока действия карточки вам не придется никуда ходить. Заблаговременно вы получите по почте уведомление, что срок действия вашего разрешения заканчивается. В приложении к письму будет счет за новую карточку. Если вы решили продолжить пользоваться «придомной» парковкой, то вы просто оплатите счет и по почте получите новую карточку. Если парковка вам уже не нужна, то счет не оплачивается.

Какие данные заносятся в ламинированную карточку? Номер транспортного средства, срок действия карточки, буква парковочной зоны. Оставляя машину на парковку в своей зоне, водитель обязан положить карточку за ветровым стеклом так, чтобы текст был читаем снаружи.

kortti 



Пару слов о парковочных часах.

427px-Pysäköintikiekon_käyttövelvollisuus_(pysäköintipaikkamerkin_yhteydessä)_856b.svg

Такой знак предупреждает, что бесплатная парковка возможна в течение 30 мин. 
Для этого за ветровым стеклом вам надо оставить парковочные часы, установив на них время начала парковки. 



images (2)

В интернете можно приобрести часы со встроенным часовым механизмом, которые будут показывать текущее время с тем отставанием, которое вы установите. Таким образом невнимательный контролер будет считать, что машина запаркована правильно. К сожалению, невнимательные контролеры встречаются в наше время редко. Не знаю, есть ли какой-то особый штраф за использование "хитрых" часов, но неправильную парковку придется оплатить.



Стоянка для корпоративного транспорта

Юридические лица (организации, предприятия, фирмы и т.п.) также имеют право на карточку своей парковочной зоны. Карточка дает право на бесплатную парковку корпоративных автомобилей на стоянке «для жителей» в соответствии с «пропиской» организации. Корпоративная карточка выдается примерно на тех же условиях, как и карточка для физических лиц.

Корпоративную карточку могут получить предприятия, общественные организации и фирмы, производственные помещения и офисы которых расположены в конкретной зоне парковки (A, B, C и т.д.).

Независимо от размера и престижа, организация имеет право на приобретение не более трех парковочных карточек на один офис. В отличие от физических лиц, в корпоративную карточку может быть внесено до 3-х регистрационных номеров транспортных средств.

Требования по массе ТС – аналогичны для юридических и физических лиц - до 4-х тонн.

Получение корпоративной карточки также предусматривает соблюдение определенных условий. Организация обязана предъявить:

- свидетельство, подтверждающее факт легального нахождения/регистрации фирмы по данному адресу. Справка должна быть не старше 1 месяца.

- выписку из регистра владельцев транспортных средств (у нас – ПТС), которая подтверждает право фирмы на владение или управление ТС. В ПТС должен присутствовать номер регистрации фирмы в торговом регистре ly-tunnus (аналог ИНН).

- если речь идет о личном транспорте сотрудника фирмы, дополнительно надо представить свидетельство того, он работает на этой фирме, а также использует  личный транспорт по работе (получая соответствующую компенсацию от фирмы).

Корпоративная карточка обойдется юридическому лицу дороже, чем физическому. Стоимость такой карточки составляет 370 евро/год (ок. 15000 руб.). Карточку можно приобрести минимум на 1 месяц, максимум – на год.

Из практики знаю, что финны используют право на корпоративные карточки, но не злоупотребляют им. Своему руководству и ключевым сотрудникам корпорация предпочтет оплатить место на стоянке, чем потом давать объяснения аудиторам и налоговому управлению. Правда сотрудникам, пользующимся «бесплатной» стоянкой на рабочем месте, сумма парковочных денег будет добавлена к налогооблагаемому брутто-доходу. Но, это уже совсем другая история.


Парковки для инвалидов и ветеранов

Проживающие в Хельсинки ветераны войны имеют право на получение специальной карточки, которая разрешает бесплатную стоянку на платных парковках города. 

Получение такой льготы распространяется на ветеранов:

- которые зарегистрированы в Хельсинки,

- у которых есть права,

- которые являются владельцами или имеют право на управление автомобилем в соответствии с ПТС.

Для получения льготной карточки ветераны обязаны предъявить ветеранское удостоверение, права, ПТС. Для ветеранов войны такая карточка бесплатна.

vamma




Для инвалидов предусмотрена отдельная карточка, которую выдает полиция. Эта карточка дает право на бесплатную парковку на специальных местах для инвалидов, в зоне действия знака «стоянка запрещена» и на платных городских парковках. Инвалидную карточку могут получить как сами инвалиды, так и лица, осуществляющие их перевозку. Карточка выдается бесплатно.
Схему городских парковок с местами для инвалидов можно посмотреть здесь (pdf).




Перехватывающие стоянки

Хельсинки – небольшой город, население составляет около 600 тыс. жителей. Однако, количество перехватывающих стоянок – впечатляет. Здесь можно посмотреть список таких стоянок. Если «кликнуть» на названии стоянки, то можно посмотреть место ее расположения и короткое описание.

ntliityntapysakointi

Парковка на большинстве перехватывающих стоянок – бесплатна. До центра города от стоянки можно будет добраться на метро, автобусе, трамвае или электричке.
449px-Liityntäpysäköintipaikka_520b.svg

Способы оплаты.

Такой знак говорит, что парковка платная с 8 до 17 по будням и с 8 до 15 по субботам.

pyskint

Монеты

Платежные автоматы обычно принимают монеты 20 евроцентов, 1 и 2 евро.

   

Pysäköintimittar036                        pysakointi_mikko                         Lippuautomaatti Cale 102 MPC

Таких автоматов почти не осталось.        Такие автоматы стоят чаще на улице.                 Такие – в крытых стоянках.

Кредитные карточки

Часть автоматов принимает платеж с помощью кредитной карточки. Можно оплатить следующими кредитками: Visa, Eurocard, Mastercard, Diners Club, American Express и OK-kortti.

Здесь можно посмотреть перечень паркоматов в Хельсинки. Автоматы, помеченные в списке буквой ”L”, дополнительно к монетам принимают кредитные карточки.



Платежные терминалы Parcard и Comet

Индивидуальные платежные терминалы Parcard и Comet являются электронными устройствами, в которые можно «зарядить» парковочные деньги.

Parkcard_sm   Parcard уже выходит из употребления.

Comet_sm
На его смену пришел Comet (не чистящее средство). Если интересно, здесь вы можете почитать, как пользоваться этим приспособлением.



Comet_logo_FIN




Оплата мобильным телефоном

В Хельсинки действует две системы, при помощи которых парковку можно оплатить мобильным телефоном. Обе системы предполагают предварительную регистрацию. Почти на всех парковках города возможна оплата мобильником.

При пользовании система EasyPark вам придется позвонить на определенный номер и сообщить все необходимые данные о парковке. Это система с последующей оплатой по счету, кредитной карточкой либо плата за парковку будет включена в счет телефонного оператора. Подробнее о системе EasyPark можно почитать здесь. К сожалению, только по-фински.

При использовании NextPark все необходимые данные надо ввести через клавиатуру телефона. Стоимость парковки будет снята с ранее открытого вами счета. Подробности здесь. К сожалению, только по-фински.


Штрафы.

За неправильную парковку в Хельсинки придется уплатить штраф в 60 евро (около 2400 руб.). В самом центре города штраф выше – 80 евро. На этой схеме можно посмотреть, какой район города относится к зоне повышенных штрафов. Если штраф не оплачен вовремя, он автоматически повышается на 12 евро.

Если вы считаете, что штраф выписан ошибочно, у вас есть право направить апелляцию. Это надо сделать в течение 30 дней со дня получения штрафа. Заявление надо составить в письменной форме. Если интересно, то бланк заявления можно посмотреть здесь

Заявление можно направить в службу контроля за парковкой по почте, по электронной почте, факсом или лично. Пока апелляция рассматривается, штраф можно не оплачивать. Если вы уже оплатили штраф, то, в случае положительного решения, деньги вам вернут на указанный в заявлении банковский счет.

При оплате парковки устройством Comet, в случае подачи апелляции следует учесть следующее. В памяти устройства сохраняются только 20 последних парковок. Получив штраф, рекомендуется сразу же выгрузить в компьютер платежную историю устройства. Это можно сделать также в службе контроля за парковками либо в пунктах продаж устройства.

Служба контроля за парковками может сфотографировать ваш автомобиль на месте неправильной парковки. Это делается на случай возможных последующих разбирательств. Снимки хранятся 6 месяцев. Такая фотосъемка не считается противозаконной или нарушающей права граждан.

tarkastajat

Дипломаты, также как и другие граждане, допускают неправильную парковку. Маленькое отличие дипломатов от простых граждан состоит в том, что сотрудники диппредставительств не оплачивают штрафы. По негласному соглашению так делают практически все дипломаты во всех странах. Однако штрафы на машины с дипломатическими номерами выписываются регулярно. В Финляндии с большим отрывом первое место занимают сотрудники российской дипмиссии. На почетном втором месте – Вьетнам, на третьем – Турция.

Отель для авто

А куда деть машину на зиму, если вы ездите только летом? Куда можно безопасно поместить своего железного питомца, если вы собрались в длительную командировку? Хельсинки предлагает вам отель для автомобилей (так финны называют стоянку с длительным сроком парковки).

Что же такое автоотель? Огороженная, освещенная стоянка с постоянным видеонаблюдением. Парковка расположена под Хельсинки (в районе Tattarisuo) и предназначена для жителей Хельсинки, не для организаций. От одного человека могут принять до пяти транспортных средств. Договор на парковку единовременно можно заключить на срок от 30 до 180 дней.

Месяц парковки обойдется вам в 35 евро (1400 руб.).

Услуга весьма востребована, поэтому рекомендуется заблаговременно озаботиться договором на длительную парковку.

В зимний сезон 2012-2013 гг. будет опробовано еще одно место для длительной парковки в Рыбном порту (Kalasatama). Это место расположено совсем недалеко от центра Хельсинки. Цель этого пилотного проекта – убрать в зимний период с улиц Хельсинки машины, которые эксплуатируются только летом. Зимой эти машины затрудняют уборку улиц от снега с помощью техники.

Таким образом, городские автомобилисты, имеющие действующую карточку парковки жителя (о которой мы говорили раньше) могут бесплатно хранить свои машины в зимний период на огражденной и освещенной стоянке с видеонаблюдением. Забрать свою машину надо будет не позднее 31.5.2013.

lumiauto

«Штраф-стоянки»

Слово «штраф-стоянка» я сознательно беру в кавычки. В российском понимании штраф-стоянок в Финляндии нет.

Машина может быть принудительно убрана с улицы в случае неправильной парковки или из-за создания помех при уборке улиц. Такое транспортное средство может быть отбуксировано на парковку в Tattarisuo или перемещено на соседнюю улицу. По практике скажу, что 99% машин, препятствующих движению или мешающих уборке, буксируются на ближайшую улицу.

siirtomerkki_web Городские службы заблаговременно вывешивают информацию о месте и времени проведения уборки улиц. Генеральные уборки обычно происходят весной, чтобы очистить улицы от остатков снега и грязи. Обычно в один день убирается одна сторона улицы (например, четная), на следующий день – другая. Это делается для того, чтобы жителям осталось место для парковки. Если вы все же забыли переместить свою машину в день уборки, ее отбуксируют на противоположную сторону улицы или в ближайший переулок. Такое «удовольствие» обойдется владельцу ТС минимум в 80 евро (3200 руб.). Формально, штрафа можно избежать, если вы докажете, что машина была запаркована еще до того, как вывесили объявление об уборке. На практике это бывает довольно трудно доказать.

На пригородную стоянку вероятнее всего переместят ТС, которое не эксплуатируется, т.е. не является участником движения. Нахождение такой машины на улице или городском парковочном месте рассматривается как нарушение правил движения и подлежит штрафу. После получения предупреждения владельцу ТС дается два дня  на то, чтобы убрать машину с улицы. После этого город перемещает автомобиль на стоянку в Tattarisuo.

Неиспользуемым ТС может быть признано по нескольким критериям:

- срок без движения

- техническое состояние

- использование не по назначению (напр., в качестве сарая или склада)

- отсутствует страховка

- отсутствует регистрация

- не прошел техосмотр

- не уплачен налог.

Обычно ТС должно отвечать нескольким критериям для признания его неиспользуемым. Точный перечень причин, по которым ТС может быть убрано с улицы содержится в 28 параграфе Транспортного закона в редакции 01.04.2009.

Отдельной статьей проходят брошенные автомобили или автомобильный лом. Такие автомобили город перевозит на стоянку, а потом отправляет на вторичную переработку. Если удается обнаружить владельца брошенного авто, то он и оплатит все услуги по утилизации ТС.

В Финляндии налажена утилизация и переработка старых автомобилей. В этом плане для многих стран мира Финляндия может служить примером. Есть пункты, куда вы можете пригнать своего старого железного коня (или ласточку). Утилизация для владельца ТС – бесплатна. Если ваш железный конь уже не может добраться до места переработки своим ходом, город предложит вам свои услуги по транспортировке. Перевозка будет вам стоить ок. 80 евро. 




Парковки для мотоциклов

Мотоциклисты обычно паркуются на общих основаниях. Однако, в Хельсинки есть несколько мест, которые предлагают бесплатную парковку для 5-7 байков. Схему можно посмотреть здесь (pdf).  




И напоследок.


Не попадайтесь финским робокопам.  :)

pekka


?

Log in